Colnago: история легендарной компании

Colnago… сколько звука в этом имени. Совсем не обязательно быть гонщиком или прожженым специалистом, чтобы осознать ценность велосипедов с этой надписью. Многие не знают и не понимают причин, по которым старая рама из 90-х может стоить 1500-2000 долларов. Похожие чувства я испытывал, когда на глаза попадались шоссейные велосипеды De Rosa, я искренне не понимал причин столь высокой их стоимости. Всё прошло, когда я окунулся в историю создания бренда. В ней нет места расчетливому коммерсанту, который строит корпорацию наживы ради. Который своим продуктом стремится заполнить все видимые и невидимые полки супермаркетов всего мира. В ней, в истории развития De Rosa, узнаваемость завоевывалась победами в гонках, работой с легендарными гонщиками. В ней не было производства миллионными тиражами техники нижайшего качества. Зато есть место человечности. Вот это то самое качество, присутствие жизни и человечности, которое присуще многим небольшим брендам, замеченных в производстве велосипедов. Душевность есть. Не знаю, я художник, я так вижу.

В качестве антипода такому подходу хочется вспомнить историю Specialized, например. Она лишена человеческого лица. Да, у нее есть хозяин, он велосипедист. Но производимые от его имени велосипеды его имени не несут. Наверное, кстати, поэтому Specialized делает серии продуктов от имени Питера Сагана, многократного победителя различных гонок самого высокого уровня. Там, где есть лицо, туда хочется идти.

Colnago одна из тех небольших компаний с чем-то живым в своем имени и, как итог, продукте. Она из Италии. Она небольшая. О ней хочется рассказать. Вам. Поделиться своим ощущением бренда.

Родился Эрнесто Кольнаго в 1932-м году в Италии.И, дальше история из уст самого Эрнесто продолжается в возрасте 13-лет, когда он устраивается на велосипедный завод Gloria сварщиком. Основатель знаменитого бренда с гордостью отмечает, что для устройства на работу ему пришлось соврать о своем возрасте, так как к работе допускались юноши достигшие 14-ти лет. На дворе, тем не менее, 1945-й послевоенный год.
То ли работа на заводе воодушевила юнца, то ли знакомство с велосипедами произошло раньше, но уже в 1947 году он выигрывает свою первую гонку Mamma Isolina Caldirola.В 1951 году Эрнесто падает перед финишем гонки Milano-Busseto и ломает ногу, что заставляет его начать работать на дому. Так начинается его небольшой бизнес по сборке и настройке колес. В 1952-м году он открывает свой собственный велосипедный магазин, а через два года переезжает в помещение попросторнее

В 1954 году на гонке он знакомится с Фьоренцо Маньи, который жалуется Эрнесто на боль в ногах от велосипеда. Наш герой быстро обнаруживает причину в плохо закрепленных шатунах и устраняет проблему. Собственно, это знакомство и сложившаяся ситуация с шатунами гонщика, становятся триггером, благодаря которому Эрнесто едет механиком на Джиро д'Италию в 1955-м. Причем попасть ему удалось в команду-победитель, завоевавшую розовую джерси.

В 1954 году он также стал делать собственные рамы, а уже в 1956 году внедряет собственную технологию холодного изгиба вилок. Возможно, слово “технология” звучит слишком громко для двух деревянных досок между которыми он зажимал вилку, чтобы придать ей необходимый изгиб.
Новый подход позволял получить больше упругости в ходу, тогда как старый подход с нагревом металла нивелировал его полезные свойства.

В 1957 году Эрнесто делает рамы для Джанни Мотта и Тома Симпсона. Среди прочих был и Гастоне Ненчини, который стал победителем Джиро д'Италии. Разумеется, мы бы не стали здесь говорить об этой победе, если бы она произошла на велосипеде от другого производителя.
Вторая значимая победа прилетает в 1960-м году от Луиджи Арьенти, он отметился золотой медалью на Олимпийских Играх в Риме. Далее, на протяжении 60-х и 70-х годов велосипеды Colnago стали считаться в профессиональном пелотоне одними из самых лучших.

В 1964 году победой на этапе Джиро д'Италии и победой на Джиро Ломбардии (один из пяти Монументов) отметился и Джанни Мотта, которого Кольнаго поддерживал с возраста 16-ти лет. В 1965 году Мотта приходит третьим на Тур де Франс, а в 1966 году занимает первое место на Джиро д'Италия. Стоит отметить, кстати, что Мотта гонялся за команду Molteni. Если вам название этой команды ни о чем не говорит, то знайте – в ней же гонялся и Эдди Меркс. Именно с ним происходит знакомство Эрнесто в 1967-м году.

Эдди заказывает у Кольнаго пару колес, на которых впоследствии выигрывает гонку Милан – Сан-Ремо (еще один из пяти Монументов). В дальнейшем, за год Эрнесто делает более 20-ти рам для легендарного гонщика и из разряда механиков переходит в полноправные конструкторы. Апогеем сотрудничества двух легенд в 1972 году становится не менее легендарный велосипед, на котором Меркс устанавливает Часовой Рекорд. Бельгиец проехал 49 431 метр за 60 минут и его рекорд не могли побить в течении 28 лет.

В действительности рекорд был побит многократно начиная с 1986 года, но большую роль в нем играли технические данные усовершенствованных велосипедов и допинг. В 1996-м году UCI аннулировала все рекорды и в правилах зафиксировала положение о технических характеристиках велосипеда. Характеристики эти должны были соответствовать велосипедам 70-х годов. Звание вернулось Мерксу. В 2000-м году, с учетом новых правил, часовой рекорд таки был побит Бордманом. За 60 минут он проехал 49 441 метр, то есть, всего на 10 метров больше Эдди. В 2005-м году новый рекорд в 49 700 метров установил Ондржей Сосенка. Часовые рекорды, поставленные вне закона UCI, также фиксируются. Проезжают там гонщики и по 55000 метров, только фиксируются эти рекорды с присвоением совсем других званий. Отвлекся.

В 1970-м году велосипеды Colnago обзавелись собственным логотипом, который все мы знаем – Ace of Clubs («Asso di Fiori» или Туз Треф). На волне успеха с Часовым Рекордом популярность велосипедов Colnago растет, происходит выход на рынок США. Для многих компаний выход на рынок США становится ключевым в истории развития их бренда, для Colnago этот шаг не стал исключением.

В 1979 году Эрнесто изготавливает стальной велосипед покрытый золотом для Папы Римского, Иоанна Павла II.

С началом 1980-х Кольнаго экспериментирует с жесткостью велосипеда, так как райдеры жаловались на избыточную гибкость рамы. Таким образом он приходит к овальному сечению, а потом и гофрированному сечению труб. Наряду с этим выпускается модель с двойной нижней трубой. Примечательно, что в наши дни двойная нижняя труба также находит свое применение, но уже в карбоне.

В 1980-м году сотрудничество с Советским Союзом на Олимпийских Играх в Москве прибавляет веса и влияния конструктору. Кроме того, велосипед Colnago одерживает победу в заездах на время.

В 1982 году победу на велосипеде Colnago одерживает Джузеппе Саронни, очередная легенда профессионального пелотона. В период с 1965 по 1988 годы две легенды, Меркс и Саронни, принесли 719 побед Кольнаго.  Причём подавляющее большинство побед приходится на рамы из стали.

В 1982 году победу на велосипеде Colnago одерживает Джузеппе Саронни, очередная легенда профессионального пелотона. В период с 1965 по 1988 годы две легенды, Меркс и Саронни, принесли 719 побед Кольнаго.  Причём подавляющее большинство побед приходится на рамы из стали.

В 1985 году сотрудничество с Ferrari приносит свои плоды в виде первого в мире карбонового велосипеда. Однако первый прототип карбонового велосипеда с монококовой основой из кевлара компания показывает на выставке еще в 1981-м году.

Карбоновым велосипедам без малого 40 лет, а они до сих пор не стали народными, удивительно. Впрочем, нельзя сказать, что карбоновый велосипед из 1980-х отличался невероятно низким весом. С современными рамами по 500-600 граммов модели тех лет никак не могут сравниваться.

К открытиям Кольнаго относится использование прямых перьев вилки в 1987 году. Да, он был первым, кто заметил их преимущество и внедрил технологию в производство. И, да, технология стала доступна с применением карбона.
Дисковые аэродинамические колеса тоже относятся к заслугам Эрнесто.

К сожалению, до 1994-го года карбоновые велосипеды Colnago не имели коммерческого успеха. Мир был не готов к новым материалам. Многочисленные гонщики и механики высказывали свои опасения по поводу прочности таких велосипедов. Однако начиная с 1994-го года всё изменилось с выпуском легендарной модели C40, одержавшей победу в гонке Париж-Рубе (уже третий из пяти Монументов).
Перевыпуск рамы происходит в 2004-м году с названием C50 в честь 50-ти-летия производства велосипедов. Да, номер в индексе означает количество лет, в течении которых компания занимается производством рам для велосипедов.

Сам Кольнаго говорит о карбоне с присущим итальянцам накалом страсти в голосе. Он сетует на то, что большинство производителей концентрирует внимание покупателей на краске и не более того. В действительности же всё самое важное и ценное находится под краской. Именно поэтому велосипеды Colnago стоят так дорого, в них сделан упор на качество. Эрнесто также говорит, что количество проданных велосипедов для них не имеет значения, для них имеет значение качество продукта. Конкуренты, тем не менее, подключают маркетинг и разного рода ухищрения, чтобы продать побольше.

А теперь о грустном. До 2006-го года практически все велосипеды Colnago производились в Камбиаго, Италия. Начиная с этого года две алюминиевые модели начального уровня (Arte и Primavera) закупались в Тайване и у компании Giant. В Colnago заверяют, что причин для беспокойства нет, так как всё производство происходит по чертежам и спецификациям из Италии. Начиная с 2007 года в Тайване стала производиться и карбоновая рама CLX. С 2008 та же участь постигает модель CX-1. Топовые карбоновые модели – C64, Master, C60, C59, C50, Extreme Power, Extreme C –  производятся в Италии. В публичных заявлениях Colnago делает акцент на том, что сущность компании заключается в разработке дизайна, а он исходит от команды из Италии. Далее, до 2011 года в Азию ушли многие другие модели. Часть рам собирается в Италии из азиатских компонентов, а часть полностью производится в Италии. В настоящее же время, в Италии осталось производство только одной рамы – C64.

Компания, оставшаяся независимой 60 лет, в мае 2020 года куплена Chimera Investments – инвестиционным фондом из Абу-Даби. Эрнесто Колнаго сохранил в своих в своих руках небольшую долю компании и будет продолжать руководить ей. Новые владельцы обещают не вмешиваться в управление и обеспечат финансирование компании. Будем надеятся, что партнерство станет успешным, тем более старт оказался удачным: на Тур де Франс 2020 года победил Тадей Погачар из Team UAE Emirates (команда также принадлежит Chimera Investments) на Colnago V3Rs.

В завершение описания истории Colnago хочется отметить, что рамы из титана компания делала (это важно именно для меня, люблю титан). Также компания делала и горные велосипеды для рынка США. Правда, длилось это недолго и моделей было мало. В целом же, Colnago всегда у всех ассоциировалась с шоссейными велосипедами и в настоящие дни именно на них и сосредоточена. Разумеется, так как циклокроссовые и гравийные велосипеды имеют непосредственное отношение к шоссейникам, то и на этом поприще компания не отстает. Модель для циклокросса существует с 2004-го года и строилась на базе рамы C50 с индексом CX. Модель для гравийного применения носит название G3X и свое рождение пережила в 2019-м году.

В этом месте вспоминается история Campagnolo, которая также была всегда сосредоточена на шоссейных велосипедах. В период 70-80-х годов переживала пик своей популярности, на их групсетах ехали 90 из 100 гонщиков пропелотона. Такой популярности нет даже у вездесущего Shimano в наши дни. Тем не менее, началась пора больших корпораций и мелкие компании вытесняются с рынка. Этим можно объяснить вывод производства Colnago в Азию и выпуск гравийного велосипеда. Гравийное направление стала осваивать и Campagnolo с новым гравийным же групсетом Ekar. К чему это я… а к тому, что хоть я и не застал период расцвета обоих итальянцев, но хочу увидеть их восхождение на Олимп сейчас. Всё же обе компании сыграли немаловажную роль в развитии велосипедных технологий и больно видеть, как они вытесняются с большой сцены тяжеловесами рынка.

Фото: colnago.com

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

пт, 01/29/2021 - 17:02

Подпишитесь на рассылку