История Тома Ритчи: от увлечения велосипедом к первому МТБ и международной компании

Кто следит за нашим творчеством, тот наверняка читал историю появления на свет компании Specialized. В двух словах её можно охарактеризовать, как историю успешного бизнесмена с нотами творчества в душе. Молодой парень из США приехал в Италию, накупил запчастей и перепродал их у себя на родине. Ну, и потом случилось некоторое творчество. Творчество это в наши дни считается одним из самых технологичных и продвинутых в мире. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и менее бюджетные компании способны творить настоящие чудеса.

Когда происходило мое знакомство с этой историей, я был впечатлен. Впечатлен той частью, где компания говорит о своей причастности к развитию MTB индустрии. Мне показался интересным способ рекламы, продвижения своего продукта. Такая себе исключительно Американская корпорация желающая продать побольше велосипедов даже тем, кому это и вовсе не требуется. Корпорации… они такие.

Теперь же пришло время знакомить вас с историей еще одного Американского бренда – Ritchey. Вместе с вами знакомлюсь с ней и я. Правда, с той лишь разницей, что предварительно изучил несколько источников и вам предлагаю интересную, на мой взгляд, выжимку фактов. И могу сказать, что отношение к бренду у меня изменилось. Нет, любить продукцию Ritchey я не начал, но впечатлился деятельностью основателя.

Итак. История создания любой компании начинается с рождения… С рождения человека, который и стал ее основателем.

Том Ричи родился в 1956 году в Черри-Хилл, штат Нью-Джерси. В 1963 году он переехал в Менло-Парк, что в Калифорнии, так как его отцу предложили работу инженера в компании Ampex Corporation. Последняя занимается производством электроники и может похвастаться изобретением магнитофона.

На работу отец Тома ездил на велосипеде и приучал к этому делу своего отпрыска. К 11 годам отец научил сына ремонтировать колеса и заклеивать камеры. К 14 годам Том попал в велосипедный клуб Бельмонта, где принимал участие в соревнованиях на шоссейном велосипеде. Еще через год отец научил сына паять и ремонтировать рамы велосипедов.
Первый велосипед, который он отремонтировал, был, разумеется, его собственный. В дальнейшем услугами молодого мастера стали пользоваться товарищи по клубу. Тому исполнилось всего 15 лет, а уже начались и попытки строить собственные рамы. На одной из них он самостоятельно принимал участие в соревнованиях. И, да, собирал он шоссейные велосипеды.

На момент окончания обучения в средней школе юноша собрал более 200 рам. В дальнейшем деятельный Ричи собирал около 200-250 рам в год. Так продолжалось до 1980 года, после чего количество собранных своими руками рам достигло 400-450 в год. Конечно, у него появились помощники, но сам он говорит, что если в начале своей деятельности он тратил на сборку рамы около 8-ми часов, то впоследствии это время сократилось вдвое. Трудолюбию парня можно только позавидовать. В 1980-м году ему исполнилось 34 года и за плечами было уже 1500 собранных рам. Высокий темп работы сохранялся до 1990-го года, когда на пике через его руки проходило до 500 рам в год. Позднее темпы снизились до 100 рам, а потом и того меньше. Однако речь идет только о рамах собранных собственными руками.

Нечто подобное вспоминается из истории De Rosa, там основатель компании также поступал – строил рамы своими руками. Некоторые из них собирал даже во время соревнований “в поле” по требованию гонщика. Конечно, не обошлось без сотрудничество с невероятным Эдди Мерксом и… вообще, почитайте обе истории, они весьма занимательны. Даже прояснится философия логотипа того же De Rosa и, неожиданно, Colnago. Загадка названия групсета Shimano Dura-Ace тоже разрешится. Отвлёкся.

Начало истории Ричи рассказано. Получается оно довольно таки скомканным, настолько деятельный человек стоит во главе компании и настолько велик его вклад в развитие индустрии MTB. Далее историю мы разделим на две части, так легче её воспринимать.

Появление горного велосипеда

Первый прототип горного или MTB велосипеда был построен Джоном Финли Скоттом в 1953-м году. Велосипед строился с несколькими передачами и на шипованной резине. На что он похож? Ну, на гравел, точно похож. Только руль не гнутый, хотя к этому мы тоже придем.

Том Ричи вспоминает Джона, как очень едкого человека, который при каждой встрече не упускал шанса заявить о своей ненависти к товарищу. Несмотря на особенность характера Финли был очень влиятельной фигурой в мире велосипедов. Оказал свое влияние он и на Тома. В течении пяти лет он требовал, чтобы Том построил велосипед на колесах размера 650В. В конечном итоге, Ричи таки построил свой прототип, что и стало моментом входа в историю MTB.

Видение его оказалось чем-то очень похожим, ребята, на гравийник, опять. Да, как это ни странно, гравийные велосипеды нашей современности, это ни что иное, как “хорошо забытое старое”. То есть, гравелы никто не изобретал после 2000-х, про них просто вспомнили.

Желание построить горный велосипед появилось не сразу, сначала была потребность. Ранее она удовлетворялась кланкерами – разновидность велосипедов, на которых народ гонял по склонам до появления MTB. Представляли из себя они довоенные велосипеды с усиленными рамами. Вес таких ракет переваливал далеко за отметку 20 кг.

Первый горный велосипед Ричи, как мы уже выяснили, построил для себя под давлением друга, а произошло это событие в 1977 году. Еще через год он построил еще три велосипеда: для себя, Гэри Фишера и Чарли Келли. В 1979 году Гери Фишер позвонил Тому и сказал, что готов купить еще несколько велосипедов для продажи под названием MountainBikes. Том предложил построить 10 штук, но на колесах 650В. Просто потому, что они были легче привычных 700с. К тому же, на велосипеде с большими колесами трудновато ездить ребятам с небольшим ростом.

Том выступал поставщиком рам, а Гери с Чарли подбирали оборудование, в котором были уверены. Ведь они были не просто бизнесменами, а увлеченными велосипедистами. Им хорошо было известно какое оборудование на что способно.

Далее стоит упомянуть о Джобсте Брандте. Данный персонаж был заядлым любителем поездить по дорогам далеко не самого высокого качества. По грунтам, если быть точным. Он активно занимался развитием этого (тогда еще странного) спорта и был организатором гонки Джобст Райд. В Джобст Райде Том Ричи и Питер Финли участие принимали на постоянной основе.

Свой вклад в развитие MTB, Брандт внес тем, что свой велосипед на 700с колесах он прогонял по поверхностям любого типа несмотря ни на что. Ричи регулярно ремонтировал его Cinelli и в какой-то момент, когда уже каждая труба была отремонтирована и перепаяна, Брандт решился попробовать раму от Ричи.

Джобст, будучи инженером, прекрасно понимал преимущества большого диаметра колеса и настаивал на его сохранении. Том, тем не менее, всё же остановился на размере 650B. Причины всё те же, о которых мы уже говорили. Добавить только стоит информацию о 26-х колесах. Тогда они уже были, но широкого распространения не успели получить из-за огромного веса и малой эффективности.

Сам Ричи вспоминает, что шоссейные колеса необходимой прочности тогда были, но не было зубастой резины для них. Была она для колес размерностью 650В, которые на заре становления спорта весили 8,5 кг. Да, вес MTB вилсета с резиной составлял 8,5 кг. Были легкие клинчерные варианты весом 2,2-3 кг, но своими характеристиками они не блистали. Том вспоминает, что у него был самый легкий на тот момент велосипед и он едва мог выйти из 18 кг.

Примечательно, кстати, что облегчение велосипеда по большей части интересовало именно Ричи. Потому, что он был озабочен снижением веса. Всё дело в том, что его интерес заключался в апхилле. В реальности, в его краях большинство райдеров интересовалось даунхилом, где весом можно было пренебрегать в угоду повышенной прочности компонентов.
Том старался избегать 26-е колесо, считая его неэффективным, хотя рынок пришел именно кэтому размеру. Все сводилось к минимальному весу.

Забавно, что современная тенденция пришла, снова, сначала к 27,5 колесам, а позднее и к 29-м. Последние, если кто не знает, имеют обод размерностью 700с, что соответствует 28-ми дюймам. А 29” фигурируют из-за большого размера покрышки, который и дает

Развитие бренда Ritchey

Собственный бренд со своей фамилией в названии Том закрепил в 1983-м году. На сегодняшний день это большая компания с головным офисом в Сан Карлсе, возле Сан-Франциско и филиалами в Лугано (Швейцария) и Тайчжуне (Тайвань). В Тайване свои рамы Том заказывал еще на заре своего становления, так они получались дешевле. Однако важным отличием азиатских рам от штатовских заключалось в способе соединения труб. В Америке трубы спаивались, а в Тайчжуне сваривались TIG сваркой.

Кроме рам, Ritchey Design занимается проектированием и производством рулей, подседельных штырей, сёдел, педалей, выносов и грипс (рукоятки руля).

В начале 1990-х мировая индустрия велосипедостроения переживает период сильнейшего и бурного роста. В 1993-м Trek покупает компанию, близкого друга Тома Ритчи, Gary Fisher Mountain Bikes. Еще через два года компания Trek покупает Santa Cruz. Том говорит, что в этот период его компания оставалась самой большой маленькой компанией среди прочих. Он чувствовал давление рынка.

В это же время с предложением о сотрудничестве к нему обращается Майк Синьярд, тот самый владелец Specialized. С Синьярдом наш Ричи был знаком на тот момент уже около 20 лет, посему переговоры проводились в дружественной атмосфере. Технологическое превосходство Specialized впечатляло и Том осознавал, что в одиночку он не в состоянии справиться с развитием бизнеса. Ему нужны были технологические и операционные мощности, как у товарища, но он не хотел расставаться со своим образом жизни.
А образ жизни был вполне себе размеренным, который Том характеризует не иначе, как “жизни мечты“. Его дом и мастерская находится недалеко от холмистых лесов Вудсайд (а там есть, где прокатиться), есть возможность разрабатывать новые продукты и наслаждаться жизнью со своей женой и тремя детьми.

Переговоры закончились на выгодных для Ричи условиях: он получал в свое распоряжение мощности Specialized и при этом мог диктовать свои правила совместной работы. Правила направлялись на сохранение духа бренда и собственного стиля жизни. Сделка состоялась в 1995 году.

Менее, чем через год, происходит обвал рынка, Specialized теряет 30% компании и оказывается в нескольких сотнях долларов от банкротства. Удар был серьезный. Перед Томом Ричи замелькали новые лица – в компании Specialized произошли перестановки в руководстве. Новые лица предложили выкупить Ritchey полностью, тогда Том мог бы продолжать вести свой образ жизни, который ему дорог. Ричи говорил, что не мог позволить кому-то управлять своим именем, так как предвидел девальвацию собственного бренда. К тому же, он опасался, что в какой-то момент его работники могут потерять свои места, а сам он окажется на годы прикованным к Specialized.

Том решается на расторжение сделки, которое, в итоге, ему обошлось очень дорого. Во-первых, юридические тонкости растянули этот процесс на 4 года. Во-вторых, когда расторжение контракта было практически завершено мир постигает сильнейший экономический кризис 2000-го года. Вместе с мировой экономикой зашатался и велосипедный бизнес.

Компания RockShox Сэна Джоза стоившая в 1996-м сотни миллионов долларов была продана за 12 миллионов в 2002-м году. Масштабы бедствия огромны. В этот же период от Тома уходят два ключевых сотрудника, решившие начать что-то свое. В довершение всего, после 25-ти лет брака от него уходит жена.

Для спасения брака он сделать уже ничего не мог, а вот с компанией совсем другое дело. Ричи пришлось включиться в работу позабыв на какое-то время о своем стиле управления без рук. Решений было принято много и двигаться приходилось быстро. Для того, чтобы справиться со своими переживаниями Том стал строить себе… самолет.

Благодаря новому увлечению, произошла судьбоносная для компании встреча. Когда самолет был построен, нужно было научиться на нем летать. Том нашел инструктора по пилотированию Джона Фречета, который, внезапно, оказался одним из топ-менеджеров Levi Strauss & Co. и Russell Athletics. У них произошёл многочасовой разговор по душам, итогом которого стало предложение Тома Фретчету о работе.

Спустя несколько месяцев Фретчет стал операционным директором задыхающейся компании Ritchey. Потребовалось несколько лет на становление бизнеса в том виде, в котором Том желал его видеть. Наконец-то наш герой смог вернуться к тому, что он так любит делать – проектировать рамы. Владение небольшим самолетом и желание кататься везде подтолкнули Ричи к созданию складной рамы. Именно с ней он и вернулся на рынок рам в 2006-м году.


Разборная рама Ritchey Break Away. Обратите внимание на соединение подседельной трубы с передним треугольником

Сегодня Ричи уже за 70, он подтянут, женился во второй раз и много времени проводит на велосипеде.

В общем, теперь соедините активное участие в гонках, с экспериментами в конструкции велосипедов и одновременным развитием компании, и на выходе получается тот самый деятельный человек. Человек, который просто хотел кататься и строить рамы для велосипедов.

Фотографии: ritcheylogic.com, vintagemtbworkshop.com

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

ср, 01/06/2021 - 13:12

Подпишитесь на рассылку